Тамплиеры – дореволюционная история рыцарей России - Приорат России Всемирного Ордена Тамплиеров

Тамплиеры – дореволюционная история рыцарей России

С 1905 по 1917 год Карелин жил во Франции, где принял посвящение в Ордене тамплиеров, а после Февральской революции вернулся в Россию, и заложил основание «Восточного отряда» Всемирного Ордена Тамплиеров .

Аполлон Андреевич Карелин (23.01.1863 Санкт-Петербург -20.03 1926 Москва) — русский Адвокат,  выдающийся экономист публицист , издатель, переводчик, один из идеологов и теоретиков анархизма.

С 1905 по 1917 год Карелин жил во Франции, где принял посвящение в Ордене тамплиеров, а после Февральской революции вернулся в Россию, и заложил основание «Восточного отряда»  Всемирного Ордена Тамплиеров .Как показывал в 1933 году на допросе в ОГПУ М.И.Сизов, известный антропософ (ученик Р.Штейнера), Орден тамплиеров был открыт Карелиным вместе с А. Белым (Б.Н.Бугаевым) в 1920 году. Первыми его слушателями и учениками, а соответственно, и первыми «Рыцарями Тамплиерами», принявшими посвящение, чтобы вести уже собственные Командорства, были артисты Ю.А. и В.А.Завадские, В.С.Смышляев, М.А.Чехов, математики А.А.Солонович и Д.А.Бем, научные работники Н.И.Проферансов, М.И.Сизов, Н.П.Киселев*, М.В.Дорогова, искусствовед А.А.Сидоров, поэт и писатель П.А.Аренский, художники Л.А.Никитин и А.В.Уйттенховен, анархисты Н.К.Богомолов и Г.И.Аносов и ряд других лиц 3.

3Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // «Вопросы философии». — 1991. — #8. — C.89 — 101.

На этих заседаниях Карелин вел различные беседы, рассказывал средневековые легенды гностического характера — о рыцарстве, мире духов, бесконечности вселенных, о духовных началах в человеке, земное воплощение которого является всего лишь одной из многочисленных стадий развития духовной молекулы (монады), составляющей «кирпичик» общей системы мироздания. Среди этих легенд были легенды об Атлантиде, совсем не схожие с тем, что повествовал о ней Платон в диалогах «Тимей» и «Критий»; о древнем Египте, открытие древностей которого в то время поражало воображение всего культурного мира, о гностиках и первых христианах, в чьих преданиях сохранялась древняя мудрость Востока.

Вот что показывал спустя десять лет об этих заседаниях,  всемерно стараясь затушевать их роль и значение, режиссер Ю.А.Завадский на допросе 5 октября 1930 года на Лубянке.

«…Цель и задачи «Ордена Света»… я понимал как объективная передача известных мистических знаний, причем мне было интересно и важно только то, что касалось вопросов творчества и всего, с этим вопросом связанного, то есть вопросов этики художника, вопросов подъема душевного и духовной культуры и так далее.

«Борьба со злом» — эта формула мной расшифровывалась как прежде всего борьба, конечно, внутренняя, духовная человека со своими недолжными качествами — борьба не уничтожением, а созиданием положительных вещей и качеств…»4

На следующий день Завадский, по просьбе которого допрос накануне был прекращен, показывал: «Легенды Карелин рассказывал, а потом слушавшие задавали вопросы и беседовали. Иногда заранее сговаривались с Карелиным о дне, когда к нему можно было прийти, иной раз я забегал к нему в свободный час, случайно…»5

Карелин умер 20 марта 1926 года. К тому времени, несмотря на начавшиеся репрессии, Орден тамплиеров не только окреп, но и довольно широко распространился по Москве и далеко за ее пределы. В Москве орденские структуры охватывали, кроме уже названных лиц, музыкантов и композиторов (Г.П.Садовников, Н.И.Сизов, С.А.Кондратьев), артистов (Р.Н.Симонов, А.И.Благонравов, Л.И.Дейкун, Г.Е.Ивакинская, М.Ф.Астангов), ученых (А.С.Барков, А.А.Синягин, Д.Д.Благой), искусствоведов (Д.С.Недович, В.О.Нилендер, А.С.Петровский), преподавателей вузов (Е.К.Бренев, А.А.Солонович, А.С.Поль, Е.Н.Смирнов), литераторов (Н.В.Водовозов, Н.Н.Русов, Г.П.Шторм, М.И.Сизова), студенчество различных институтов — от технических, как МВТУ имени Баумана, где преподавали математики-тамплиеры, до Московского университета.

Насколько сейчас можно представить по материалам бывшего архива ОГПУ-НКВД-КГБ, содержащим протоколы допросов, а главное, по собственноручным показаниям арестованных членов ордена, разработанная А.А.Карелиным и развитая его преемниками А.А.Солоновичем и Н.И.Проферансовым структура организации была гибкой, конспиративной и эффективной.

Самой первой ступенью на пути к ордену были многочисленные структуры полузакрытого типа, где читались лекции общеобразовательного характера, в то же время разоблачавшие вульгарно-материалистический подход к изучению природы и общества, лекции по истории искусства и культуры, дававшие начальные сведения по истории развития философской мысли Востока и Запада. Иногда такие кружки возникали на период чтения одного какого-либо цикла лекций и потом распадались, иногда слушатели меняли место собраний, а вместе с тем меняли темы и лекторов.  Главной задачей было приучить слушателей мыслить и анализировать, не принимать ничего на веру, учиться ставить вопросы и искать на них ответы. Естественно, что именно здесь, среди студентов вузов и рабфаков, выходцев из рабочей и крестьянской среды наиболее популярными оказывались анархические идеи, а последующие обсуждения и споры с неизбежностью приобретали политический характер, что приводило нередко и к попыткам создания подпольных организаций.

Существовали кружки и совсем иного характера, составленные из представителей творческой интеллигенции, где основными темами занятий были вопросы искусства, история религий и мистики. Здесь старшие рыцари, ученики Карелина, знакомили слушателей с вводными орденскими легендами и по прошествии какого-то времени давали им посвящение в первую орденскую степень. Дальнейшая работа посвященных была связана с изучением орденских легенд, что давало возможность последовательного восхождения по степеням посвящения.

Однако и эти кружки представляли собой лишь преддверие Ордена тамплиеров, почему имели собственные названия: «Орден света», «Орден духа», «Храм искусств». Вот что писал о них в собственноручном показании 29 сентября 1930 года А.С. Поль, один из немногих тамплиеров, сумевший избежать повторных репрессий и снискавший в последующие годы жизни широкую известность преподавательской деятельностью в театральных вузах Москвы. В отличие от Ю.А. Завадского, в своих показаниях А.С. Поль оставил достаточно полную картину орденских организаций.

«В конце 1924 года или в самом начале 1925 я подошел к Ордену Тамплиеров и вскоре был посвящен. Перед посвящением мне было сказано, что орден ставит своей задачей духовное перерождение человека, который должен быть благородным и противиться всякой неправде. Мне было сказано, что я имею полную свободу отойти от ордена с единственным условием сохранения всего дела в тайне.При посвящении мне была рассказана легенда о древнем Египте, и само посвящение сопровождалось обращением посвящающего к посвящаемому с призывом к его гордости и мужеству, причем посвящавший предлагал встать и поздравить нового рыцаря с посвящением. При этом он слегка ударял его по плечу. При моем посвящении было трое, присутствие женщины по нормальному ритуалу (мне говорили) желательно, но не обязательно.

Через известный срок (после рассказа установленного количества легенд, 3 или 4) происходил перевод во вторую степень, при котором произносилась формула перевода и снова рассказывалась легенда. На второй степени сохранялся тот же порядок прохождения, что и на первой, после чего происходил перевод в третью степень. Посвящения из первой степени во вторую или третью отнюдь не давали права ведения своих групп (отрядов).

При посвящении каждому давалась восьмиконечная звезда, что как бы символизировало надзвездный мир восьми измерений»9.

Параллельно с такими «подорденами», служившими подготовительными ступенями к собственно Ордену тамплиеров, существовало «Братство милосердия», которое объединяло часть как уже принявших посвящение рыцарей, так и людей, стоявших близко к ордену, но формально в него не вступавших. Целью братства было оказание любой необходимой помощи тем, кто в ней нуждался (в том числе и не членам ордена), но так, чтобы получавший помощь (денежную, вещевую, медицинскую, социальную) не догадывался, откуда она исходит.

Собственно тамплиерами считались рыцари, поднявшиеся на четвертую ступень посвящения. Они вели кружки, читали лекции, по-видимому, определяли программы общих мероприятий, таких как проведение благотворительных концертов, публичных лекций, образовательных экскурсий, памятных вечеров, часть которых проходила в Музее Кропоткина, и т.д. Только они могли представить себе в какой-то степени «личный состав» ордена, поскольку общение между членами кружков было ограничено. Какая работа велась на этом, собственно орденском уровне, сказать сейчас затруднительно, потому что в отличие от посвященных низших степеней тамплиеры были верны обету молчания и не пополняли рядов секретных сотрудников ОГПУ.

Один из первых ударов по орденским группам был нанесен органами ОГПУ в ноябре 1929 года арестом ряда членов Библиографического кружка, работавших при Кропоткинском музее и тесно связанных со студенческой и школьной молодежью. Налицо была явная провокация. После этого на протяжении зимы, весны, лета и осени 1930 года прошли массовые аресты молодежи в Москве, Нижнем Новгороде, Свердловске, Ростове-на-Дону, Харькове, Киеве, на Северном Кавказе.

Через мистический опыт, дававший ощущение единства всего живого и нерасторжимой связности людей и мира, развертывался путь, готовивший человека отнюдь не к будущей только жизни, но к земной, к ожидаемым испытаниям. Последние, как известно, не замедлили быть: почти все тамплиеры оказались в концлагерях, в тюрьмах, в ссылках, откуда вернулись лишь единицы…

Вот как о рыцарстве и деятельности ордена говорил Е.Н.Смирнов, преподаватель московских вузов, человек глубоко верующий, сын священника, сохранивший определенную близость с патриархом Тихоном, на допросе 23 ноября 1930 года:

«Цель тамплиерских «Орденов Света» — чисто этического порядка, предполагающая нравственное самоусовершенствование личности через восприятие христианских основ и воспитание в себе рыцарских христианских добродетелей. Рыцарь — понятие этическое, как лицо, совершающее нравственные поступки. Очищение христианских основ от догматов, накопившихся столетиями, затушевавших лик Христа-рыцаря, а иногда и от прямого обмана церкви — вот устремления участников ордена…»6

«Рыцарское начало», утверждавшееся в орденских кружках, формировало как бы стержень характера нового человека, требуя от него активной жизненной позиции — не участия в политической борьбе, а созидательной творческой деятельности в повседневности.

Читая безликие протоколы допросов, я обратил внимание на факт, как мне представляется, ключевой для понимания психологии русских тамплиеров. Большинство их принадлежало к тому поколению, которое оказалось сорвано со студенческой скамьи в начале первой мировой войны и брошено на фронт. На их долю выпало пережить две революции, почти все они так или иначе побывали в огне гражданской войны, что характерно, на стороне Советской республики, а вернувшись, тотчас же принялись за культурную работу, причем многие так и не успели закончить высшее образование. И вот что примечательно: никто из них никогда не пытался бежать из России, хотя такие возможности были; никто не порвал с ней, ощущая судьбоносную неразрывность с ровной землей.

В отличие от римской, восточная церковь никогда не была борцом и защитником — она была лишь «утешительницей смиренных».

Не будем упрекать этих людей в наивности и легковерии. Они стремились сочетать современную науку с мистическими прозрениями прошлого, потому что им была необходима новая вера, убежденность в том, что как бы ни была тягостна и беспросветна эта жизнь, готовая в любой момент оборваться выстрелом чекиста в затылок, сами они стоят над этими тяготами, продолжая дело, которое делали «в мирах и веках». Они были уверены, что гибель физического тела не может повредить заключенному в нем духу, который работает вместе с другими своими собратьями над упорядочением хаоса мироздания, частицей которого оказывалась и их — наша — Россия.

В этом и заключалась вся философия и вся «Клятва» рыцарей-тамплиеров: творить добро, противодействуя злу, совершенствовать мир, совершенствуя в первую очередь себя, и содействовать победе Света над Тьмою, которая является не чем-то самодовлеющим, а всего только отсутствием этого Света. В этом они видели заветы Любви, которыми для них являлся Христос.

Примечания

1Центральный архив ФСК РФ. Дело «Ордена Света», 6, т.2, л.3.

2 Центральный архив ФСК РФ. Дело по обвинению Веревина Ф.П. и др., 1933 г., л.66 об.

3Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // «Вопросы философии». — 1991. — #8. — C.89 — 101.

4Центральный архив ФСК РФ. Дело «Ордена Света», т.4, л.186.

5Там же, л.190.

6Там же, т.7, л.516.

7Бердяев Н.А. Душа России. Цит. соч., с.12 — 13.

8Подробнее см.: Никитин А.Л. Тамплиеры в Москве // «Наука и религия». — 1992. — ## 4-12; 1993, ## 1-4, 6-7.

Андрей Никитинquot;подорденами

Leave a Reply